Удивительно, эту статью я писал аж 7 месяцев. С первой строчки до последнего абзаца я что-то анализировал, сопоставлял, пытался припомнить все фразы, что слышал или читал от представительниц прекрасного пола. Не так просто охватить такую большую тему, разобраться, почему девушки играют и почему они делают это чуть меньше, чем мужчины. Так вот...
Признаюсь, я никогда не ассоциировал игры с развлечением для девушек. Пожалуй, я даже не знаю ни одной хардкорной геймерши, при том что многие мои знакомые девочки, девушки и даже женщины так или иначе играют. Чаще всего, правда, это одна-две игры, либо постоянно меняющиеся "шарики", "Ненси Дрю" и иногда "Герои". Я всегда считал, что массоваая культура видеоигр - удел мужчин. И ведь парадоксально. Мужчины не столь сентиментальны, не так прочувствывают тонкие эмоциональные связи (jRPG, сразу скажу, отдельная тема). И, если так разобраться, существует множество игр, которые девушками воспринимаются гораздо лучше, чем парнями.
Игра чувств
Первое, что приходит в голову - адвенчуры. Но они притягивают представительниц прекрасного пола чаще потому, что там не требуется быстро и метко стрелять, строить базы и уничтожать врагов, квесты предполагают медленный спокойный не стрессовый игровой процесс.
Я помню Венецию в городе Ньюпорт: узкие улочки, кафе, бездомные тут и там, китайский старичок-торговец под рваными навесами на мостах вокруг старых часов, вставших во время бунта много лет назад, переулок Роз возле "площади сахара", кофейня, магазинчик подруги Лив со стеллажами, заполненными невообразимой техникой будущего и дешевыми телефонами, фонтан, а дома - винтовая лестница, большая кровать с фотографиями над головой, ватилла по имени Вонкерс и неописуемый вид горизонта, почти скрытого шпилями и высотками мегаполиса будущего. Героиня Зои - молодая, симпатичная, но слегка апатичная девушка, бросившая все и уткнувшаяся в подушки на кровати потому, что в жизни, кажется, нет смысла; тренировки, встречи с подругой - ничто не доставляет прежней радости. Однажды бывший парень Реза просит Зои забрать небольшую посылку в городе, и Зои, все равно делать нечего, соглашается.
Не знаю, как у вас, но у меня при одних воспоминаниях о "Dreamfall" где-то в глубине вспыхивает целый очаг разных эмоций: радость, удивление, сочувствие, интерес, печаль, завороженность и заинтригованность, разочарование. При том, что мы, мужчины, вроде бы не способны быть чувствительными. Однако, проведя некоторое время на форумах этой игры, я понял, что множество ее поклонников - девушки. Да, вернее, "поклонниц". И вроде и игра не девчачья, здесь нужно много бегать, порой драться, но что-то делает ее невероятно привлекательной для девушек. В "Dreamfall" ничего не происходит обычно. Здесь персонажи разговаривают не обрубками жаргона, а длинными тирадами, излагая свои мысли, что-то обсуждая, делая выводы. Здесь встречные люди действительно раскрываются, из общения с ними можно создавать образы, согласно которым ожидать чего-то от них. Но, что еще важнее, именно здесь персонажам начинаешь сочувствовать. Ага, вот оно! Может поэтому девушки влюбляются в эту игру? Пробираясь по пещерам в Аркадии или гуляя по музею в Японии, становишься свидетелем множества сцен, каждая из которых не проходит бесследно, потому что они все не однообразные. Каждый момент ты испытываешь какие-то эмоции, а не "тупо давишь на гашетку".
Есть здесь и место лав-стори. Но, или мужчине не дано ее прочувствовать, или она действительно слишком сжата и скомкана, чтобы насладиться ей, как всеми прочими моментами в этой игре.
Неужели дело только в этом?
По-моему, многим девушкам сегодня не хватает приключений. Женщины вообще часто "авантюрнее" мужчин, потому окунуться с головой в какую-то захватывающую историю им и проще, и интереснее. Не всегда так, но часто этого бывает достаточно, чтобы игра увлекла.
Однако, как и всегда, важен игровой процесс, хотя в данном случае он отходит на второе место после антуража и истории. Взять предмет, носить его с собой полчаса, а потом куда-то применить - то сладостное чувство маленькой победы, которая заставляет снова и снова подбирать предметы и искать им место. Почему я упоминаю только пиксельхантинг? Я более чем уверен, что из оффлайновых развлечений представительницы прекрасного пола больше всего помешаны на квестах. А еще на Sims, самой продаваемой игре в мире. Практика показывает, что наши милые половинки (заметьте, не только маленькие девочки, хотя в абсолютном большинстве именно они, но и вполне взрослые леди) с упоением возятся с человечками-тамагочи, подыскивают им работу, обустраивают дом, семью. Кажется, это связано все с тем же, что побуждает любого играть - в этом мире мы можем быть теми, кем не получится в реальной жизни, ну или можем стать теми, кем хотим, гораздо быстрее. Игра позволяет трактовать окружающий мир в позитивном и развивающемся в положительном направлении ключе, особенно в таких жанрах, как "симсы" и "адвенчуры", и даже если когда-то ситуация становится плачевнее, она все равно выправляется. Мужчинам нужны боевики и гонки, чтоб от сражений закипала кровь, либо стратегии и ролевые игры, дабы пошевелить мозгами, но в основе всего та самая жажда быть кем-то другим, кем не можешь быть здесь и сейчас в реальном мире.
И здесь появляется резонный вопрос - ведь в стратегиях и шутерах мы тоже одерживаем эти маленькие победы, история развивается и несет нас к финалу, и с каждым побежденным врагом мы все ближе к этому светлому будущему, так почему же представительницы прекрасного пола в них не играют? А вот и ответ - играют, только реже. При чем эти самые представительницы даже чаще увлекаются стратегиями, в особенностями такими, где не подгоняет время - Героями, например.
А что насчет любви?
Любовь в видеоиграх - штука гораздо более сложная, нежели в кино. Долгое время лавстори были построены на вникании в мир игры, чувствах, словах, действиях. Во времена, когда графика оставляла желать лучшего, наслаждаться историями между виртуальными юношами и девушками можно было лишь следя за сюжетом, вникая в атмосферу. Вспомните милую, слегка игрушечную сказку из Final Fantasy IX, где несерьезного вида Зидан совершал порой весьма серьезные поступки и спасал возлюбленную. Вспомните прекрасную историю любви Юны и Тидуса из Final Fantasy X, которая, правда, стала уже более понятной визуально. Вспомните старые части Legend of Zelda. По-моему, все как-то изменилось с приходом современной графики, в которой персонажи по качеству отрисовки постепенно стали приближаться к обычным людям. Романтические сцены прошлого были основаны на домысливании игроком ситуации, ведь персонажи могли только подбежать к краю обрыва и переброситься парой фраз о том, как здесь прекрасно.
Первые попытки сделать что-то большее были часто довольно страшноватыми при ближайшем рассмотрении. Вспомните тот-же Dreamfall, недавний (относительно РС) Alan Wake, первую часть Mafia, где сцены с поцелуями больше напоминают стукания лбами каменных истуканов. А уж что и говорить о любовной сцене в Fahrenheit или еще более ранних попытках. Любовь в видеоиграх до сих пор смотрится красиво лишь в платонической форме, причиной чему - графика. Даже прекрасная детализация персонажей в Heavy Rain или сильно эротические сцены в The Witcher 2 по большому счету лишь приблизились к тому показателю качества, когда настоящие любовные сцены в видеоиграх станут действительно хороши. Хотя здесь же возникает другой вопрос - а оно нам надо?
Я не говорю, что технологии играют ключевую роль, но пока что они слабо позволяют передать романтику отношений в полной мере. Не знаю даже почему, но такая милая история любви Сноу и Сэры в Final Fantasy XIII меня ну ни капельки не тронула, она не только обрывиста, но и в целом больше пафосна, чем романтична. The Witcher 2, кстати, отдельная тема для отдельной статьи - эта игра задает индустрии совершенно четкий вопрос - нужны ли играм откровенные эротические сцены и готовы ли к этому игроки?
Кто за кого?
Мы ожидаем, что девушки будут играть с нами на равных, а они требуют к себе повышенного внимания, заботы и порой денег. Да, я сейчас говорю об онлайн играх, ведь наши прекрасные подруги зачастую зависают и там. И, что удивительно, учитывая порой значительный перевес в мужскую сторону во многих ММО, женские персонажи воспринимались, да и сегодня воспринимаются многими одинокими игроками скорее как предмет вожделения. Что, естественно, было замечено другими коварными игроками, которые тут же начали создавать персонажей женского пола, дабы вытягивать с яростных фармеров кровные денежки, мило улыбаясь смайликами в чат и туманно что-то обещая.
А потом случилось то, чего я ну никак не ожидал. В одной онлайн-игре я встретил знакомую, которая играла мужским персонажем, потом другую... Первая убеждала меня, что так к ней меньше пристают, она даже разговаривает как парень, говоря о себе в мужском роде. Вторая руководствовалась совсем другим аргументом - ей не нравилось смотреть всю игру на женского персонажа сзади, поэтому она создала мужского. Еще одно очко в общую корзину.
Девушки подсели на ММО, они погружаются в эти прекрасные миры, часто из любопытства, часто чтобы быть рядом со своим зависшим в "виртуале" возлюбленным, порой ради общения с новыми людьми. Кто-то предпочитает говорить о себе открыто, кто-то скрывается, а кто-то, что наиболее печально, на практике оказывается парнем-разводилой.
В итоге
Представительницы прекрасного пола давным давно освоили виртуальные миры. Да, им сложнее поверить в нарисованную картинку на экране, однако, в то же время им гораздо легче своей чувствительной натурой сопереживать персонажам и реагировать на события в игре. Хотя видеоигры остаются больше развлечением для мужчин, сегодня женщины чувствуют себя здесь довольно свободно. Они чуть менее хардкорны, но мы их любим такими даже больше ;)
P.S. Ну и напоследок. Google выдает самые разнообразные статьи и форумы на этот счет, как пример - 1, 2 или даже вот, а уж о разных киберспортивных женских командах я и вовсе молчу.
Признаюсь, я никогда не ассоциировал игры с развлечением для девушек. Пожалуй, я даже не знаю ни одной хардкорной геймерши, при том что многие мои знакомые девочки, девушки и даже женщины так или иначе играют. Чаще всего, правда, это одна-две игры, либо постоянно меняющиеся "шарики", "Ненси Дрю" и иногда "Герои". Я всегда считал, что массоваая культура видеоигр - удел мужчин. И ведь парадоксально. Мужчины не столь сентиментальны, не так прочувствывают тонкие эмоциональные связи (jRPG, сразу скажу, отдельная тема). И, если так разобраться, существует множество игр, которые девушками воспринимаются гораздо лучше, чем парнями.
Адвенчуры - пожалуй, любимый жанр у девушек. На скриншоте кадр из Dracula Origin. |
Игра чувств
Первое, что приходит в голову - адвенчуры. Но они притягивают представительниц прекрасного пола чаще потому, что там не требуется быстро и метко стрелять, строить базы и уничтожать врагов, квесты предполагают медленный спокойный не стрессовый игровой процесс.
Я помню Венецию в городе Ньюпорт: узкие улочки, кафе, бездомные тут и там, китайский старичок-торговец под рваными навесами на мостах вокруг старых часов, вставших во время бунта много лет назад, переулок Роз возле "площади сахара", кофейня, магазинчик подруги Лив со стеллажами, заполненными невообразимой техникой будущего и дешевыми телефонами, фонтан, а дома - винтовая лестница, большая кровать с фотографиями над головой, ватилла по имени Вонкерс и неописуемый вид горизонта, почти скрытого шпилями и высотками мегаполиса будущего. Героиня Зои - молодая, симпатичная, но слегка апатичная девушка, бросившая все и уткнувшаяся в подушки на кровати потому, что в жизни, кажется, нет смысла; тренировки, встречи с подругой - ничто не доставляет прежней радости. Однажды бывший парень Реза просит Зои забрать небольшую посылку в городе, и Зои, все равно делать нечего, соглашается.
Не знаю, как у вас, но у меня при одних воспоминаниях о "Dreamfall" где-то в глубине вспыхивает целый очаг разных эмоций: радость, удивление, сочувствие, интерес, печаль, завороженность и заинтригованность, разочарование. При том, что мы, мужчины, вроде бы не способны быть чувствительными. Однако, проведя некоторое время на форумах этой игры, я понял, что множество ее поклонников - девушки. Да, вернее, "поклонниц". И вроде и игра не девчачья, здесь нужно много бегать, порой драться, но что-то делает ее невероятно привлекательной для девушек. В "Dreamfall" ничего не происходит обычно. Здесь персонажи разговаривают не обрубками жаргона, а длинными тирадами, излагая свои мысли, что-то обсуждая, делая выводы. Здесь встречные люди действительно раскрываются, из общения с ними можно создавать образы, согласно которым ожидать чего-то от них. Но, что еще важнее, именно здесь персонажам начинаешь сочувствовать. Ага, вот оно! Может поэтому девушки влюбляются в эту игру? Пробираясь по пещерам в Аркадии или гуляя по музею в Японии, становишься свидетелем множества сцен, каждая из которых не проходит бесследно, потому что они все не однообразные. Каждый момент ты испытываешь какие-то эмоции, а не "тупо давишь на гашетку".
Left 4 Dead - случай обратный. Девушки редко играют в жестокие и кровавые игры. |
Есть здесь и место лав-стори. Но, или мужчине не дано ее прочувствовать, или она действительно слишком сжата и скомкана, чтобы насладиться ей, как всеми прочими моментами в этой игре.
Неужели дело только в этом?
По-моему, многим девушкам сегодня не хватает приключений. Женщины вообще часто "авантюрнее" мужчин, потому окунуться с головой в какую-то захватывающую историю им и проще, и интереснее. Не всегда так, но часто этого бывает достаточно, чтобы игра увлекла.
Однако, как и всегда, важен игровой процесс, хотя в данном случае он отходит на второе место после антуража и истории. Взять предмет, носить его с собой полчаса, а потом куда-то применить - то сладостное чувство маленькой победы, которая заставляет снова и снова подбирать предметы и искать им место. Почему я упоминаю только пиксельхантинг? Я более чем уверен, что из оффлайновых развлечений представительницы прекрасного пола больше всего помешаны на квестах. А еще на Sims, самой продаваемой игре в мире. Практика показывает, что наши милые половинки (заметьте, не только маленькие девочки, хотя в абсолютном большинстве именно они, но и вполне взрослые леди) с упоением возятся с человечками-тамагочи, подыскивают им работу, обустраивают дом, семью. Кажется, это связано все с тем же, что побуждает любого играть - в этом мире мы можем быть теми, кем не получится в реальной жизни, ну или можем стать теми, кем хотим, гораздо быстрее. Игра позволяет трактовать окружающий мир в позитивном и развивающемся в положительном направлении ключе, особенно в таких жанрах, как "симсы" и "адвенчуры", и даже если когда-то ситуация становится плачевнее, она все равно выправляется. Мужчинам нужны боевики и гонки, чтоб от сражений закипала кровь, либо стратегии и ролевые игры, дабы пошевелить мозгами, но в основе всего та самая жажда быть кем-то другим, кем не можешь быть здесь и сейчас в реальном мире.
И здесь появляется резонный вопрос - ведь в стратегиях и шутерах мы тоже одерживаем эти маленькие победы, история развивается и несет нас к финалу, и с каждым побежденным врагом мы все ближе к этому светлому будущему, так почему же представительницы прекрасного пола в них не играют? А вот и ответ - играют, только реже. При чем эти самые представительницы даже чаще увлекаются стратегиями, в особенностями такими, где не подгоняет время - Героями, например.
А что насчет любви?
Любовь в видеоиграх - штука гораздо более сложная, нежели в кино. Долгое время лавстори были построены на вникании в мир игры, чувствах, словах, действиях. Во времена, когда графика оставляла желать лучшего, наслаждаться историями между виртуальными юношами и девушками можно было лишь следя за сюжетом, вникая в атмосферу. Вспомните милую, слегка игрушечную сказку из Final Fantasy IX, где несерьезного вида Зидан совершал порой весьма серьезные поступки и спасал возлюбленную. Вспомните прекрасную историю любви Юны и Тидуса из Final Fantasy X, которая, правда, стала уже более понятной визуально. Вспомните старые части Legend of Zelda. По-моему, все как-то изменилось с приходом современной графики, в которой персонажи по качеству отрисовки постепенно стали приближаться к обычным людям. Романтические сцены прошлого были основаны на домысливании игроком ситуации, ведь персонажи могли только подбежать к краю обрыва и переброситься парой фраз о том, как здесь прекрасно.
Dreamfall: The Longest Journey. По-моему, отличный пример адвенчуры, которая нравится девушкам. |
Первые попытки сделать что-то большее были часто довольно страшноватыми при ближайшем рассмотрении. Вспомните тот-же Dreamfall, недавний (относительно РС) Alan Wake, первую часть Mafia, где сцены с поцелуями больше напоминают стукания лбами каменных истуканов. А уж что и говорить о любовной сцене в Fahrenheit или еще более ранних попытках. Любовь в видеоиграх до сих пор смотрится красиво лишь в платонической форме, причиной чему - графика. Даже прекрасная детализация персонажей в Heavy Rain или сильно эротические сцены в The Witcher 2 по большому счету лишь приблизились к тому показателю качества, когда настоящие любовные сцены в видеоиграх станут действительно хороши. Хотя здесь же возникает другой вопрос - а оно нам надо?
Я не говорю, что технологии играют ключевую роль, но пока что они слабо позволяют передать романтику отношений в полной мере. Не знаю даже почему, но такая милая история любви Сноу и Сэры в Final Fantasy XIII меня ну ни капельки не тронула, она не только обрывиста, но и в целом больше пафосна, чем романтична. The Witcher 2, кстати, отдельная тема для отдельной статьи - эта игра задает индустрии совершенно четкий вопрос - нужны ли играм откровенные эротические сцены и готовы ли к этому игроки?
The Longest Journey - старая, но очень милая многим геймершам со стажем игра, да и не только. |
Кто за кого?
Мы ожидаем, что девушки будут играть с нами на равных, а они требуют к себе повышенного внимания, заботы и порой денег. Да, я сейчас говорю об онлайн играх, ведь наши прекрасные подруги зачастую зависают и там. И, что удивительно, учитывая порой значительный перевес в мужскую сторону во многих ММО, женские персонажи воспринимались, да и сегодня воспринимаются многими одинокими игроками скорее как предмет вожделения. Что, естественно, было замечено другими коварными игроками, которые тут же начали создавать персонажей женского пола, дабы вытягивать с яростных фармеров кровные денежки, мило улыбаясь смайликами в чат и туманно что-то обещая.
А потом случилось то, чего я ну никак не ожидал. В одной онлайн-игре я встретил знакомую, которая играла мужским персонажем, потом другую... Первая убеждала меня, что так к ней меньше пристают, она даже разговаривает как парень, говоря о себе в мужском роде. Вторая руководствовалась совсем другим аргументом - ей не нравилось смотреть всю игру на женского персонажа сзади, поэтому она создала мужского. Еще одно очко в общую корзину.
Девушки подсели на ММО, они погружаются в эти прекрасные миры, часто из любопытства, часто чтобы быть рядом со своим зависшим в "виртуале" возлюбленным, порой ради общения с новыми людьми. Кто-то предпочитает говорить о себе открыто, кто-то скрывается, а кто-то, что наиболее печально, на практике оказывается парнем-разводилой.
Властелин Колец Онлайн. В этой игре очень много девушек, так как акцент здесь сделан на PvE и отыгрыше роли, а игроки взрослые. |
В итоге
Представительницы прекрасного пола давным давно освоили виртуальные миры. Да, им сложнее поверить в нарисованную картинку на экране, однако, в то же время им гораздо легче своей чувствительной натурой сопереживать персонажам и реагировать на события в игре. Хотя видеоигры остаются больше развлечением для мужчин, сегодня женщины чувствуют себя здесь довольно свободно. Они чуть менее хардкорны, но мы их любим такими даже больше ;)
P.S. Ну и напоследок. Google выдает самые разнообразные статьи и форумы на этот счет, как пример - 1, 2 или даже вот, а уж о разных киберспортивных женских командах я и вовсе молчу.