среда, 3 августа 2011 г.

Трудно быть Богом. Обзор

Не питая особой слабости к произведениям братьев Стругацких, но имея приятные впечатления от прочтения "Пикника на обочине" и "Отеля «У погибшего альпиниста»", я несколько раз собирался "засесть" за "ТББ" сразу после ее выхода. Но, каждый раз, стоило мне начать, выходило что-то куда более интригующее, поэтому томительное ожидание глубокого погружения в мир игры все откладывалось. И свершилось оно не так давно. Я аккуратно открыл коробку коллекционного издания, заказанного накануне, перелистал содержимое, покрутил в руках карту - и начал установку.

Впервые покидаем разведшколу.

Особенности издания
"Трудно быть Богом" - отечественная игра, созданная студией "Бурут", авторами очень неплохого "Восточного фронта" и невероятно затягивающего пошагово-сказочного "Златогорья". Вторую часть последнего я так и не добил. Боюсь заранее кого-то запугать, но,  поверьте, трудности бывают всегда. Игра защищена "Starforce" (этим уже никого не удивишь) пятой версии, она не поддерживает широкоформатные разрешения (вроде 1920х1080 или 1366х768). Но, и с этим можно мириться. Пожалуй, самой интересной особенностью выхода игры оказалось то, что вскоре после релиза форумы заполонили люди, жаловавшиеся на невозможность выйти из северного Арканара. Проблема наблюдалась и у обладателей лицензионной версии, но больше всего было тех, кто использовал скачанную с "торрентов" версию с exe-файлом от демо-версии. Ох, и неплохая же вышла защита от "пиратов". К счастью, я сел за капитальное прохождение не сразу, и на сегодняшний день уже доступен патч за версией 1.3, устраняющий досадную ошибку с северным Арканаром (в лицензионной версии, естественно).

В игре очень красивые отражения в воде.
И еще кадр в подтверждение.
Наверное, вторым по важности составляющим коллекционного издания (после самой игры) оказалась аудиокнига. Она представлена в сокращенном варианте, зато читает ее Леонид Ярмольник - с выражением, интонацией, стараясь передать атмосферу. Это был поистине новый опыт - прослушать аудиокнигу произведения, которое раньше не читал, после прохождения игры, созданной по оригинальной книге. Но, знаете, в этом что-то есть. Когда ты видел описанных персонажей в игре, слушая книгу, ты в воображении невольно накладываешь ее события на визуальные образы игры. Помимо того, в подарочном издании присутствуют матерчатая карта (!) и полностью цветное руководство. Если вдруг загоритесь - на "ОЗОНе" сейчас коллекционное издание можно купить за смешные деньги, дешевле jewel'а.

В эту дверь я так и не смог пройти. Наверное, много капусты ел.
Игровой процесс и сюжет
Самая главная фишка, которая цепляет с первых минут игры - не графика, не сюжет, а система ролей. Многие вещи в игре имеют отметку о принадлежности к фракции: наемникам (нейтральный персонаж), Донам, АВР, Серым, Ворам, Монахам. Надев пять вещей одной фракции, персонаж становится ее представителем. При чем, это работает - воры атакуют богатого Дона, да и даже наемника, а вот своего не тронут, городская стража, естественно, будет атаковать вора да и любого другого, с кем здесь не в ладах. Одно условие - переодеваться (менять роль) можно лишь там, где персонажа никто не видит: зашел в палатку серый - хоп, вышел монах. Работает это примерно так: можно перебить всех воров, а можно переодеться одним из них и убедить ребят, что здесь для нашего брата становится опасно. Правда, со временем понимаешь, что честной нелинейности в прохождении миссий практически нет - уж если нужно переодеться доном, чтобы поговорить с бароном, то по-другому никак, тот просто велит казнить любого другого. Порой, это может создать ситуацию, когда придется искать вещи для полного "сета", поэтому я всегда носил в инвентаре по одной вещи каждого типа, чтобы, в случае чего, можно было не бегать по округе в поисках вещичек.

Пацаны, за мной!

На одной идее, конечно, не выехать. Поэтому у "ТББ" в запасе есть еще несколько - боевая система, прокачка, верховая езда... но, давайте по порядку.

Управление в игре осуществляется на стандартные WASD, а камера крутиться мышью. Никакого курсора нет, герой бежит вперед в направлении камеры. Почти как в Готике, но еще не как в "Neverwinter Nights"; камера регулируется на приближение/отдаление. Без курсора наносить удары можно лишь напрямую, по-этому левая кнопка мыши отвечает за удар, правая - за суперудар. При этом оружие нужно доставать из ножен и убирать обратно. Персонаж с вынутым оружием передвигается медленнее, а "индикатор очереди убийств" от убитых врагов уменьшается постепенно, тогда как при вкладывании оружия в ножны он сбрасывается до нуля. Полностью заполненнив его, персонаж начинает наносить некоторое время двойной урон. Внизу экрана есть панель быстрых действий, привязанная к цифровым клавишам, поэтому самым убойным вариантом является добавить туда несколько вариантов оружия и суперударов.

Перестрелки в игре неторопливые и затяжные.
Все оружие в игре поделено на холодное и стрелковое, а так же условно его можно поделить на местное и земное. Земное представлено как имитациями оружия аборигенов, выполненными из более технологичных материалов, так и футуристическими земными образцами. Что интересно, земное оружие или земная броня не вызывают у местных никакого любопытства. Ладно хоть, дают им пользоваться уже ближе к концу игры, иначе вышел бы отменный цирк. Холодное оружие делится на легкое, среднее и тяжелое. Легкое представлено одноручным и парным, среднее - древковым и двухсторонним, тяжелое - двуручным и комбинацией одноручного со щитом. Для каждого типа предусмотрены 2 суперудара, открывающиеся по мере прокачки этого типа оружия. Дистанционное оружие предсталено луками, арбалетами и земными образцами. Оно прокачивается не дифференцированно.

- Простите, можно воспользоваться туалетом?
- Да ради Бога! Через стену в маленькую комнату, оттуда по улице - не заблудитесь.
За каждый новый уровень выдают по одному очку на развитие навыков владения холодным оружием и по два на развитие дополнительных навыков - дистанционного оружия, здоровья, дипломатии, выносливости, медицины. В руководстве к игре упоминается навык ловкость вместо здоровья, но в итоге из игры он почему-то исчез. Для тех, кто солидарен с народной мудростью "пока не пройдешь - не поймешь что качать", обмолвлюсь, что к концу игры персонажа удастся прокачать примерно до 20 уровня, чуть больше, если будете добивать побочные задания и зачищать локации. В общем, схема прокачки довольно простая. Чего не скажешь о сценарии.

А вот так проходят встречи с таинственным незнакомцем.
Сюжет для RPG - как воздух для человека, конечно, если это не "Diablo". "Трудно быть Богом" отчаянно пытается показать, что сюжет у нее - наикрутейший. И, возможно, он действительно хорош, вот только уж слишком он сложен. Конечно, есть безмерные фанаты произведения, которые с удовольствием окунутся в мир игры, сводя воедино все кусочки, попутно наслаждаясь видами описанных в произведении локаций, с другой стороны многие игроки книгу не читали, а игру купили, чтобы познакомиться с произведением, ну или просто потому, что продавец посоветовал. Сюжет игры запутан, и, просто следя за ним, можно не все понять, поэтому авторы придумали некоего персонажа, который появляется в ключевые моменты и обсуждает с нами произошедние события и дальнейшие действия. Выглядит это так - персонаж вдруг оказывается в каком-то параллельном мире на разрушенной площади, а прямо перед ним возникает его точный двойник. Что? Кто сказал "раздвоение личности"? По сути, такими вот фрагментами сюжет нам просто разжевывают. Что порой начинает надоедать.

Бой с лошади.
Наш герой - почти характерный для отечественных игр персонаж. Наши разработчики одно время баловались героями типа "у меня самый крутой сарказм, а вы - тупые неписи" вместо того, чтобы создавать проработанных персонажей. Но местный протагонист, хоть иногда и пытается выпендриться, чаще всего вполне разумный и серьезный парень. Да и лечится он серьезно, а не как в большинстве RPG. Нет, эликсиры здесь тоже есть, но чаще всего приходится восполнять здоровье различными овощами, например, капустой.

Ну и пара слов о верховой езде. Лошади есть, они скачут, есть верховые сражения. Вот только из-за размера локаций cкорость лошадям сделали очень низкую, да и суперудары использовать нельзя, есть лишь некоторый множитель от скорости лошади, позволяющий наносить более мощные удары на скаку. Конные враги не спешиваются и сражаются всегда из седла.


Карты нарисованы очень красиво.
Ух я вас ща всех!

Заключение
Словами никогда не объяснить, КАК играется та или другая игра. Даже в видео показать это сложно, это нужно почувствовать, попробовать самому. "Трудно быть Богом" дает новый, местами свежий и необычный игровой опыт, при этом сочетая его порой с затягивающими, а порой скучными заданиями, абсолютно одинаковыми локациями, разными, но тяжело запоминающимися персонажами и очень запутанным сюжетом. Пожалуй, сюжет - главный камень на пути к финалу. Понять его и логично переварить в голове без авторского достающего разжевывания невероятно сложно, потому как ключевых персонажей довольно много, а толком узнать многих из них не дают. В итоге, "Трудно быть Богом" - игра, в которую хочется играть, довольно неплохой подарок ценителям авторов оригинального произведения и интересное занятие на много вечеров. Главное - смириться с огрехами.