четверг, 6 января 2011 г.

Tomb Raider: от истоков к новой части

Я очень люблю Tomb Raider!

Это игра моего детства, практически. Я переиграл во все части - и в каждой было что-то особенное. Все начиналось с первых игр с клавиатурным управлением, когда стрелять нужно было, зажав 2 кнопки, и целиться почти не приходилось, а недолеты между двумя платформами приводили к геймоверу - и прыгать приходилось с сааааамого края. Что? Буфера? Нет-нет, что Вы... буфера здесь совершенно не главный фактор... правда!

И вот перед нами - третья версия Лары Крофт.


Немного "кряхтения"
Я не случайно употребил слово "версия". Помните, первые части Лары? Она сражалась в разных уголках земли со всевозможными противниками, исследовала множество древних руин, но на пятой части (Chronicles) произошел надлом - и свет увидела "добившая" классическую Лару "The Angel of Darkness". Нет, плохой эту игру назвать нельзя. Просто это была совсем не Лара. Действие происходило в городе, дама с огромной грудью щеголяла по переулкам, строительным лесам и улицам, питалась шоколадом и оттачивала боевые навыки, прокачивая силу на мостах, дверях и т.п. В общем, классическая серия от "Core Design" на том получила красный свет. Хотя, я очень хорошо помню уровень с музеем и сигнализацией - очень яркие впечатления по сей день. Но да, кривое управление и дурацкая прокачка силы вкупе с хоть и на то время свежим движком, но не лучшим видеорядом убили игру.

И зеленый свет получили "Crystal Dynamics", авторы "Legacy of Kain" и множества других консольных игр. Было ясно - серии требуется перезапуск. Поэтому в 2006 мы увидели немного другую Лару, но все равно симпатичную, ловкую, безжалостную. Сюжет базировался на древних легендах, в частности, о короле Артуре, и был связан с гибелью матери Лары в авиакатастрофе. Лара по кусочкам собирала меч Артура - Экскалибур. Я до сих пор помню слова, когда она объединила все части меча - "now we know how young Arthur became king". Меч обладал огромной силой, но... спойлерить более того я не буду. :) В арсенале Лары появился крюк с лебедкой, а все снаряжение было честно "вывешено" на одежду. Плюс, появились довольно забавные покатушки на мотоциклах. И толпы врагов. "Legend" оказался для серии новым глотком воздуха, вдохнувшим в скатывавшийся по наклонной тайтл вторую жизнь. Что интересно, в "Legend" даже графика была отменной - захватывавшие дух водопады и горные ручьи, сочная растительность, даже напичканные "бампом" камни радовали глаз. Первая демо-версия демонстрировала лишь тогда еще "current-gen" контент, т.е. версию игры чуть ли не уровня PS2 (для PC это были шейдеры 2.0), а затем уже вышла и обновленная демо-версия с next-gen контентом (после выхода самой игры) - обладатели видеокарт с шейдерами версии 3.0 смогли почувствовать огромную разницу в картинке. Кстати, скриншот ниже очень хорошо это демонстрирует.

current-gen и next-gen версии Tomb Raider: Legend

Затем появился весьма слаженный римейк первой части, приуроченный к 10-летию серии - "Anniversary". Лара воевала с динозаврами, а вот выстрелить в человека рука у нее никак не поднималась. Игра обладала некоторыми новыми приемами для героини, вроде прыгания по шестам, но вышла на устаревшем движке, чем несколько подпортила впечатление.



Ну а в 2008 свет увидела "Underworld" - продолжение истории "Legend". Признаюсь честно, "Underworld" - отличная игра. Но принять ее и оценить по достоинству за все заслуги мне было труднее, чем все предыдущие игры серии вместе взятые. Обновленный движок рисовал потрясающие картинки - Лара мокла, пачкалась, красиво двигалась, ездила на мотоцикле, исполняла еще больше контактных приемов, шикарно перемахивала через препятствия. Появились так же подводные уровни, где наша героиня с маской плавала в руинах ушедших на дно сооружений, активировала механизмы и отстреливала акул. Это все было потрясающе. Вот только лицо Лары отличалось настолько сильно, что лично меня это вводило в ступор - из образа рисованной героини она превратилась в суровую хладнокровную убийцу. Хотя, это лишь одно из впечатлений. Безусловно, модель Лары стала гораздо реалистичнее и прорисованнее, появилась возможность добавить деталей. Отсюда и такие перемены.

Сравнение Лары из "Legend" и "Underworld"

Увы, но были у игры и куда более весомые недостатки. В первую очередь, местами жутко неудобное управление и камера - Лара норовила прыгнуть в пропасть, сорваться с уступа или не допрыгнуть. Да и вообще все эти абсурдные недолеты/недопрыги/нецепляния при промахе на 1 миллиметр порой просто выводили из себя. Сильно досаждала не доведенная до ума технология динамической анимации при ползании по скалам, построенная на физическом движке. Насмотревшись на "Assassins Creed", авторы решили внедрить нечто подобное и в свою игру. Конечно, это было довольно ново и технологически круто, вот только ноги Лары иногда странно дергались, что немного раздражало.

Все эти недочеты вкупе лично мне мешали насладиться игрой в полной мере - я пугался в некоторых ракурсах жуткого лица Лары, боролся с багами, и перепроходил игру, когда однажды из-за досадного падения на мотоцикле ворота в руинах Майя закрылись - и повторно открыть их не удалось, а автосохранение оказалось запорото моментом после падения. Все же я переборол в себе желание побить кого-нибудь за досадные глюки в игре и четко для себя поставил "Underworld'у" положительную оценку. Все таки, в ней было гораздо больше плюсов, чем минусов.

"Новый" Tomb Raider
Грядущий "TR" можно отнести и ко второму поколению, но пока что я склонен приписывать его к новому. Причина тому - обещанные кардинальные отличия от предыдущих частей. Авторы обещают, что Лара будет использовать не только дробовик и пистолет, но и... бла-бла-бла. Да черт с ним!!! Все это глупости и мелочи - "Eidos" тратят наше время. Главное - новый "Tomb Raider" обещает открытый мир и новую концепцию Лары - раненой, избитой, выживающей во враждебном ей мире. По сюжету, корабль Лары разбился у берегов некого острова. И вот наша молодая героиня вся в ссадинах, порезах и наспех перебинтованная цепляется за жизнь как может, а впереди лишь неизвестность, заваленные костями пещеры и неведомые враги. Это настолько интригующе и захватывающе, что ожидание становится почти невыносимым. Чувствуете витающие в воздухе отголоски "Таинственного острова" Жюля Верна? Или чего похлеще? Может отзвуки "Кинг Конга" Питера Джексона?

К слову, надеюсь, остров будет менее заселен, чем в Risen...


Несколько новых скриншотов демонстрируют мрачные подземелья, множество опасностей, огонь - как один из немногих источников света и, возможно, защиты.


Понятно, что движок новой Ларе достался от "Underworld", однако в некоторых кадрах заметна "мутноватость" текстур. Хотя, чего уж там, зато новое лицо Лары мне нравится больше того, из "Underworld".


Конечно, нам обещают, как всегда, больше, чем мы получим в итоге. У меня есть очень большие опасения насчет открытого мира. Ларе совсем не нужен "sandbox" в духе GTA, что уже пытались впихнуть в "The Angel of Darkness". Эксперименты с открытым миром в приключенческих играх часто приводят к тому, что либо мы по 20 раз пробегаем одни и те же места (вспомним, например, "PoP: Warrior Within", где мир был частично открытым), либо пытаемся с самого начала залезть в самый крутой район на самое высокое здание, а затем покорения меньших высот вызывают разочарование (На ум приходит "Assassins Creed", хотя эту проблему отчасти решало ограничение на доступ в новые регионы, снимавшееся по ходу сюжета).

Дата выхода игры пока точно не названа, но, судя по всему, это лето-осень 2011. Я искренне надеюсь на то, что большая часть обещаний "Crystal Dynamics" - не пустая болтовня. И очень жду новый "Tomb Raider". А Вы?


P.S. Честно: я писал эту статью несколько дней, исправлял, вычитывал ошибки, перефразировал. В общем, "from russia with love".
P.P.S. Здесь даже не должно быть опечаток... ;)
P.P.P.S. но они все равно есть...