понедельник, 21 октября 2013 г.

The Stanley Parable Ревью

Я уже совсем не помню того оригинального мода для Half-Life 2, с которого все началось. Я даже почти не играл в него. Но в этот раз что-то случилось. Что-то серьезное и настолько резонирующее, что все вдруг начали буквально кричать про The Stanley Parable. Эта небольшая игра (нелинейный Dear Ester,  Portal без портальной пушки) внезапно затесалась между строк почти везде. Сейчас те счастливчики, что успели набродиться по странным коридорам странного офиса, где работает парень по имени Стэнли, уже вовсю кричат о прелести игры, Метакритик зашкаливает, игра в топах Steam и нам остается только поговорить о том, как так получилось.


Демо
По большому счету, для меня все началось именно с демо. Я шагнул в эту забавную театральную постановку для одного зрителя, и буквально увяз до финальных титров, обещавших скорый выход игры. Это демо было едва ли не лучшим в моей жизни. А все потому, что это было демо о том, как делают демо! И о том, как делают игру, и что нас ждет в полной версии. Вот здесь камеры с различными эмоциями - пока что доступно только две, но в конечно версии будет больше, вот здесь уникальная стена, которую только что доделали разработчики, которая выглядит как кирпич, но сквозь нее можно пройти - БУМ - удар лбом в стену - ой, она еще, видимо, не готова, а дальше по коридору на стене в рамочках примеры отличных демо-версий - MGS 3, Half-Life...

Ни один кадр не имел ни малейшего отношения к самой игре. Она была выполнена настолько восхитительно, что просто сводила с ума. Здесь даже нужно было простоять в виртуальной очереди, чтобы попасть в саму демо-версию. А еще некоторым журналистам разослали уникальные именные версии - когда ребята запускали их, диктор обращался к ним по имени. Это было шикарно.


А потом настал релиз
Да, к слову о дикторе. Вся история, все хитросплетения, все шутки - все крутится вокруг нашего героя Стэнли, но именно тот невидимый диктор - тот, кто рассказывает историю. Описывает то, что происходит вокруг, что делает Стэнли, что будет дальше (или должно было быть дальше, пока Стэнли не свернул с предназначенного ему маршрута). О да, здесь есть ПЛАН - что-то уникальное, царствующее над всем сущим - план, которому надлежит строго следовать, дабы история получилась такой, какой должна. Увы, The Stanley Parable не про слепое повиновение. Игра дает выбрать - следовать тому, что говорит диктор или делать противоположное - сворачивать не туда, проходить мимо нужных поворотов, идти по лестнице вниз, а не вверх.

Да что там, вся игра построена на том, чтобы нарушать логику повествования. При этом история Стэнли скачет, диктору приходится постоянно "сбрасывать" игру, начиная с начала, но каждый раз что-то меняется. Диктор описывает мысли и действия Стэнли, и каждая его реплика вызывает приступы смеха.


Эта игра невероятно смешная. Часто смешнее чем Portal, я серьезно. Если Portal делал акцент на абсурдности шуток и имитации злого искусственного интеллекта, который не смотря на свою развившуюся личность, все равно остается роботом, который действует как будто по инструкциям, зачитывая шаблонизированные тирады, то в The Stanley Parable рассказчик играет на опережение - играет с мыслями и нашими поступками, спешно меняет план действий, валяет дурака с дверями и коридорами, меняя их местами, и пытается выкручиваться из ситуаций, когда мы своими контр-поступками рушим его планы.

The Stanley Parable - необычная игра. Она буквально стимулирует делать разные выборы, так как в этом случае каждый раз история будет приходить к какому-то другому финалу. Не могу сказать, что выбор здесь влияет на сюжет, как, например, в The Witcher 2 или The Walking Dead, просто совершение выбора здесь - способ идти по другому пути, нежели в предыдущий раз, и без этого никак. 


Итог
The Stanley Parable - прекрасный пример того, что игра может состоять почти исключительно из наблюдения за развитием событий с минимальным участием в ней. Этакий визуальный компьютерный спектакль, чьей целью является поведать историю и развлечь игрока. Здесь нельзя даже прыгать, нельзя стрелять, нельзя говорить - можно только ходить и изредка что-то нажимать. Но необычность построения игрового процесса, подача всего этого и невероятная атмосфера делают эту игру настолько яркой, что хочется еще и еще, хочется кататься по полу от смеха, валять дурака и злить диктора, срывая его планы. 

Как и в случае с Dear Esther, "вся соль" в повествовании. Она в том, сколько счастья дарит эта игра за то короткое время, что авторы нам отвели. Или все же не игра? Мне больше нравится название "интерактивная постановка". Это гораздо лучше отражает ту особенность, что несет в себе этот редкий и необычный жанр.