среда, 4 января 2012 г.

Ведьмак 2 обзор

Когда долго что-то откладываешь, начинает казаться, что тягостное ожидание в предвкушении слаще заветной цели. Это чувство всем нам знакомо. Часто предмет вожделения при обладании оказывается гораздо прозаичнее, чем в тот момент, когда мы о нем лишь мечтали, и воображали, что однажды этот день наступит. Мало того, что я предвкушал выход "Ведьмака 2", я еще и запустил его лишь на полчасика, после чего долго ждал патчей, а после неведомо сколько тянул с написанием и редактированием этого материала. Но теперь всякое терпение лопнуло, и после выхода версии 2.0 я с головой кинулся в пучину событий, окружающих Геральта из Ривии, где бы он не появлялся, и готов дать обзор.

Вечные рассуждения об угнетенных и угнетателях.
"Ты тоже не меняешься. Опять бежишь спасать мир, хоть никто тебя об этом не просил..." Лютик, "Ведьмак"

Часть 1. Сюжет, персонажи и задания
Основа любой ролевой игры - отыгрыш роли, а самое верное средство вживить человека перед монитором в мир по ту сторону светящегося экрана - лихо закрутить сюжет, придумать интересные задания, запоминающихся персонажей, и тогда сложится потрясающе затягивающая атмосфера. Конечно, сюда нужно добавить немного отличного звука, горстку навыков и характеристик, боевую систему, но обо всем этом позже. Сюжет еще в первой части был главной движущей силой, заставлявшей идти вперед и только вперед. Садившись за игру на пол часа, я ловил себя на том, что бегаю туда-сюда между персонажами и сражениями уже невесть сколько времени. Вторая часть, пожалуй, ничуть не уступает оригиналу. Здесь действительно много диалогов, они интересны, содержат гору полезной информации, раскрывая подробности  из мира игры и жизни героев, при этом пустозвонства практически не наблюдается, даже самые длинные отступления всегда служат великой цели - созданию атмосферы. В диалогах разные варианты иногда имеют свои обозначения - вот этой фразой герой попробует запугать собеседника, эта приведет к подкупу, а для этой Геральт воспользуется знаком Аксий, чтобы внушить что-то собеседнику. Порой решения нужно принимать быстро, иначе Геральт ляпнет первую пришедшую на ум фразу. Вспоминается "Fahrenheit"? Нет, здесь выбор куда спокойнее. Хотя, уж если говорить начистоту, есть пара моментов, когда неосторожное слово может сразу привести к "геймоверу", ибо думать надо что говоришь.

Симпотяга Трисс. Не модельная, не американская, не идеальная внешность. Вот это прогресс для почти главной героини ролевой игры.

Важным прогрессом со времен первой части стали именно персонажи. Если в релизной версии "Ведьмака" многие встречные были абсолютными копиями друг друга, то уже в "Дополненном издании" их раскрасили и постарались как-то оживить, добавив новые анимации. В "Ведьмаке 2" постановка диалогов шагнула еще немного вперед. Здесь, конечно, не так много анимаций в самих разговорах, как могло бы быть, губы Геральта постоянно складываются буквой "о", а персонажи порой начинают ходить, покидая кадр, зато общее ощущение от реальности происходящего заметно выше. Но не диалогами одними. Мир вокруг беловолосого убийцы монстров живет и без него - эти же персонажи куда-то ходят, разговаривают друг с другом, что-то собирают, сидят, в общем, активно изображают деятельность, хотя сегодня этим ценителя RPG уже не удивишь. Самыми интересными в этом "спектакле" являются моменты, в которые несколько персонажей собираются в кружок и начинают что-то обсуждать. Увы, все эти сцены заранее записаны и заскриптованы, но ожидать чего-то большего от игр пока что рано. Другое дело, что самих этих сцен не так много, поэтому пробегая мимо биндюги двадцатый раз подряд, мы уже в третий или пятый раз услышим, как староста рассказывает соплеменникам у костра о том, как появилась биндюга. Здесь, кстати, и проявляется проработанность игры - столбы из этого рассказа, установленные в лесу, можно найти, и даже попытаться представить, как на самом деле происходило то, о чем только что рассказывали. Не меньше радуют фразы простых прохожих. Когда какой-то местный не то бандит, не то вор кидает Геральту "А между ногами у тебя волосы тоже белые?", невольно смеешься, если, конечно, слышишь эту фразу не в двенадцатый раз за последние пару часов.

Мир игры живой. Поляки из "CD Project RED" практически достигли той планки качества, которую еще недавно задавала "Готика", а местами ее перепрыгнули. Ведь даже у многих персонажей здесь есть свои имена, при том совершенно не понятно, пропустил ты связанные с ними побочные задания или это акт креативности разработчиков, попытка выделить каждого встречного, создать абсолютно живой мир. Но и помимо имен прохожим есть чем похвастаться. Да, многие похожи друг на друга, но все ключевые персонажи, игроки в покер, силачи и даватели побочных заданий отличаются, по-своему одеты, имеют различные формы лица, прически и даже аксессуары. Это очень радует. Отдельно следует сказать об озвучке, но я сделаю это чуть ниже.

Обратите внимание на 2 вещи: 1. насколько прекрасная графика даже с отключенным запредельным качеством; 2. эльфы снова жалуются.

Сюжет в этом необычном мире представляет из себя 3 главы, действие каждой из которых происходит в разных местностях, вернуться назад или забежать вперед, как и в предыдущей части, никак не получится. Каждая глава имеет свой логический сюжет внутри общего глобального сюжета игры. Завязка проста - после покушения на Фольтеста в конце "Ведьмака" неким убийцам королей все-же удается устранить владыку, а так же короля Демавенда. Геральт, подставленный ведьмаком, которого он не помнит, оказывается в темерской тюрьме по обвинению в убийстве Фольтеста, но, согласившись сотрудничать с предводителем специального отряда синих полосок Верноном Роше, выбирается из мрачных подземелий и устремляется вперед. При этом в игре 16 концовок, придти к которым можно, принимая важные решения в различных поворотных моментах игры, выбрав, на чью сторону встать. При этом, кажется, незначительные выборы в побочных заданиях не влияют на общую картину. Продвигаясь к заветной цели, мы так же распутываем сюжетный клубок внутри текущей главы. При этом подача сюжете ведется от лица Лютика, а его развитие очень похоже на первую часть - у нас часто есть несколько основных заданий, которые по сути ведут к одной и той же цели, то есть задания в "Ведьмаке 2" - это не столько конкретные квесты в современном ММО-понимании.

Коридорный стиль здесь проявляется лишь время от времени, а игровой мир не настолько открыт как в "Готике", но и не так линеен как в "Fable".  Его исследование - увлекательная задача и приятное времяпрепровождение, вот только уж совсем потаенных закоулков, куда не забредешь по основному сюжету, в игре не так много, другое дело, что не исследуя мир, рискуешь упустить что-нибудь интересное. Со временем начинает раздражать рысканье по сундукам, ведь чуть не каждый можно открыть, а в каком-нибудь лагере их целая куча, да еще стойки с оружием, шкафы и т.п. В общем, можно прожить и без этого.

Счастливого полета. Спасибо, что пользуетесь услугами Ла-Валетт-авиалинии.
Стараясь не раскрывать карты, я лишь упомяну, что сценарий игры вышел отменным, походу его развития мы встречаем множество интересных персонажей, в том числе и уже знакомых нам - Трисс Меригольд, Шеалу де Тансервиль, барда Лютика, краснолюда Золтана Хивая, раз от раза повторяющего "жизнь говно", и других.

Часть 2. Особенности игрового процесса
Геймплей "Ведьмака 2", как и первого, состоит по сути, из двух частей: болтовни и боев. При этом чаще всего одно перетекает в другое довольно спокойно - в городе на нас вряд ли кто-то просто так нападет, а вот в диком лесу из-под каждого куста может выпрыгнуть зверюга. С другой стороны, некоторые стычки непредвиденны, а чаще получается так, что о предстоящей битве с превосходящим числом или силой противником мы узнаем уже тогда, когда эта битва началась. Вот тут и приходит на выручку инвентарь, где можно смазать  меч, добавить улучшения к оружию и броне, а так же разложить метательные ножи, ловушки и бомбы по слотам. И лишь одно не дает покоя - как правило, подготовиться к битве заранее, выпив необходимые эликсиры (а пить их можно лишь во время медитации) не получается, так как не известно, когда битва грядет. Получается все та же картина, что и в первой части - либо пьем эликсиры постоянно, делая их в огромных количествах, либо только после загрузки сохраненной игры, в очередной раз неудачно попытавшись раскидать толпу врагов. В итоге теряется часть сущности ведьмака как охотника на монстров - к битвам мы практически не готовимся, за исключением пары моментов, когда нас за уши подтаскивают к тому, что вот сейчас вот будет большая бойня.

Кулачные бои - знай вовремя нажимай одну из четырех кнопок.

Как и в первой части, доступны и некоторые другие способы убить свободное время, а так же заработать лишних монет - покер на костях, кулачные бои, борьба на руках. С покером все понятно, он претерпел минимальные изменения, разве что сложность теперь немного повысилась - заработать на игре довольно непросто, в отличие например, от версии 1.0 первой части, где соперники делали ужасные ошибки, позволяя обыгрывать их как детишек, выгребая все золото из карманов. В целом: кидаем кубики, делаем ставки, перебрасываем неугодные кубики, еще делаем ставки, смотрим кто выиграл, получив максимальное число одинаковых значений либо комбинацию. Кулачные бои изменились сильнее - теперь это QTE-ивенты, то есть от нас требуется вовремя нажимать клавиши WASD, когда они загораются на экране, при чем загораются они в одной из частей экрана, как было, скажем, в "Castlevania: Lords of Shadow", что еще больше упрощает дело. Между тем, чтобы не отвлекаться на это позже, QTE встречаются и помимо боев, но это что-то вроде двух или трех раз за всю игру, при том они скорее портят моменты, ибо появляются неожиданно, так что откинувшийся в кресле для просмотра скриптового ролика игрок скорее судорожно обольет клавиатуру горячим кофе в попытке нажать на заветную кнопку. Борьба на руках - это медленное следование мышкой за бегущим сужающимся ползунком. Первые противники в каждой из игр довольно простые, а вот ближе к концу победить становится не так просто. К счастью, больше никаких напиваний в стельку. Ведьмак, конечно, слабо чувствителен к алкоголю, но лучше совсем без этого.

Сражения с мелкими тварями вроде этих в недостаточно темных пещерах - важный элемент игры.
Есть и особенности, мимо которых можно случайно пройти. Например, убивая врагов, Геральт начинает больше узнавать о них. Нужно зарубить не один десяток, чтобы достичь уровня знатока, однако это откроет пути для выполнения некоторых заданий по охоте на чудовищ. Аналогично, используя различные приемы, например, запугивания, наш герой будет пассивно развивать этот навык, получая к нему бонус.

Часть 3. Враги, прокачка и боевая система
Боевая система в "Ведьмаке 2" сильно изменилась со времен первой части. Как читатели наверняка помнят, в "Ведьмаке" все было завязано на комбинациях, активируемых при нажатии вовремя левой клавиши мыши, при этом боевых стилей было три - быстрый, силовой и групповой, каждый из которых прокачивался отдельно, у героя было два меча плюс дополнительное оружие, а знаков, особой ведьмачьей магии, пять видов.

Подобных разговоров здесь меньше, чем в первой части. Да и ладно.
В новой части управление приблизили к тому, что встречается во многих слешерах: левая кнопка - быстрый стиль, правая - силовой. Соответственно, некоторых врагов легче и эффективнее бить одним стилем, других - другим, тогда как группового стиля больше нет, его заменил навык, позволяющий Геральту наносить урон сразу по нескольким врагам любым стилем. Как и прежде, у ведьмака при себе два меча - стальной для людей, серебряный для монстров.

Древо прокачки имеет 4 ветви - базовую, алхимическую, боевую, магическую. По-моему, наиболее эффективным персонаж становится, взяв некоторые навыки из каждого направления, однако никто не мешает сделать упор на эликсиры, магию или бой.

Странно, здесь нам и рады и не рады одновременно.
Ведьмачья магия осталась прежней - в нашем распоряжении пять знаков - аард (отталкивающая волна), игни (поджег), ирден (магическая ловушка), квен (магический щит, отражающий урон), аксий (очаровывание противников).

Экипировка так же претерпела ряд изменений. Как и прежде, никаких стальных доспехов, однако разнообразие имеющихся вариантов значительно возросло с первой части, и теперь поменять можно перчатки, штаны, сапоги и, непосредственно, куртку. Каждый предмет можно улучшить в зависимости от количества слотов улучшения, для брони используются пластины, а для оружия различные руны (помимо масел и заточек, действующих ограниченное время). За спину можно повесить трофей, который дает небольшой бонус к одной из характеристик, так же можно заранее разместить в слоте быстрого доступа метательные ножи, бомбы, ловушки.

Амулет ведьмака тоже претерпел ряд изменений. Если в предыдущей части мы могли выбирать, на что он будет реагировать, что отныне он будет слегка дрожать при пробегании возле мест силы. А зажав клавишу Z легкая вспышка выявит эти места, а еще укажет какие сундуки, мешки, ларчики и даже кусты можно обыскать.

Любителям достижений придется пройти игру минимум дважды. Одно из достижений дается за убийство всех троллей в игре, другое - за их спасение.
Используя все эти возможности, комбинируя их в различных вариантах, создается не самая сложная, но и далеко не самая простая боевая система, учитывающая степень подготовленности персонажа к бою, но ставящая во главу всего вариант развития персонажа и навыки игрока.

Часть 4. Графика, физика, звук и локализация
Одной из самых приятных и, одновременно, неудобных особенностей нового "Ведьмака" является графика. Все дело в том, что игра потрясающе выглядит, красотой кадров затмевая порой "Crysis 2" и "Battlefield 3", правда расплата за это ужасна - жуткая галочка "запредельное качество" мигом делает игру некомфортной на любом современном железе кроме, пожалуй, топового. Но, даже без нее, картинка выглядит шикарно. Количество полигонов на моделях велико, текстуры четки, окружение проработано великолепно, тени от балдахинов на шатрах видны даже с другой стороны брезента, в общем, диву даешься тому, в каком прекрасно проработанном мире развивается действо. При этом физики в игре особо и нет - большие вещи рушатся скриптово, маленькие где как.

На этом экране можно ознакомиться с характеристиками, которые растут со временем а так же узнать больше о монстрах, с которыми сражается Геральт.
Отдать звуку должное стоит хотя бы потому, что он отлично вписан - оружие звенит достойно, шаги, посторонние звуки - все способствует формированию атмосферы, музыка приятная, главная тема очень глубокая и основательная, с шикарным вокалом, в боях, наоборот, музыка не совсем нервозная, скорее задорная, в общем, дополняет общую картину отменно.

Особенно радует локализация, которую хотя бы раз в сто лет можно назвать чуть ли не эталонной. Ребята старались как могли - тут есть и мат, и просторечные обороты, и акценты, в общем все то, что, во-первых, работает на атмосферу, во-вторых, как правило, отсутствует в 90% всех современных локализаций, хотя исключительно там необходимо. Спорным можно было бы назвать замену актера, озвучивающего Геральта. В первой части это был Владимир Зайцев со своим бодрым голосом, а во второй ему на смену пришел Всеволод Кузнецов, сделавший из Геральта скорее старого сипящего крягу. Однако, к этому привыкаешь, и в итоге общее впечатление от локализации выправляется. А вот изменение актрисы, озвучившей Трисс, вполне логично - сама волшебница сильно изменилась с первой части, так что и Светлана Олешковская для нового образа подошла отлично. Конечно, многие голоса нам хорошо знакомы, так, например голос Морриг Шеалы де Тансервиль. Есть в локализации и косяки - кое-где голоса скачут от реплики к реплике, но это скорее единичные случаи, а не массовое недоразумение как, например, в "Готике 2" от "Акеллы".

Ведьмак 2 - одна из немногих игр, где нецензурная брань идеально играет на руку атмосфере .
Отечественное издание оказалось вновь представлено в трех видах - обычный jewel, подарочная картонная коробка и коллекционное издание. Подарочное издание изобилует бонусами: сама игра, саундтрек, диск о создании игры, памфлет, монета, бумажная карта, руководство, картонные заготовки для сборки бумажных фигурок, купон на получение стартовой колоды "Magic the Gathering" плюс одна карта и, внимание, печатную 96-страничную книжку с прохождением игры (За ту же цену можно получить, например, гораздо беднее издание "TESV: Skyrim"). Кстати, многие предпочти бы прохождению артбук, но, видимо, не сложилось. В коллекционку накидали все то же самое плюс статуэтку-бюст Геральта.

В целом техническая часть игры сильно радует. Поляки далеко не с острия прогресса смогли потянуть одну из лучших картинок ушедшего года и не сломать вдребезги при этом "играбельность". Непонимание вызывают отдельные моменты вроде ситуаций, когда три персонажа проходят в одну дверь, каждый открывая ее и закрывая за собой, но это такие мелочи, которые довольно легко прощаются, компенсируясь прочими достоинствами..

Вечное тыренье всего на свете из сундуков прямо под носом смотрителя склада.
Часть 5. Заключительная

Описать "Ведьмака 2" словами очень сложно, его нужно попробовать и ощутить, проникнуться его необычным подходом, своим видением жанра ролевых игр. Открытый мир, закрученный сюжет, потрясающая проработка персонажей и диалогов, неповторимая харизма Геральта и база в виде произведений Анджея Сапковского вкупе с талантливыми игроделами из "CD Project RED" подарили нам потрясающую ролевую игру. Она берет лучшее из жанра, щеголяет модными упрощенными элементами, однако в сумме играется настолько затягивающе и неповторимо, как мало какая другая RPG последних лет. Это воистину подарок судьбы, пройти мимо которого никак нельзя. Это те 30 часов нашей жизни, которые мы захотим прожить снова, как в первый раз, и завтра, и через годы.

Одно удовольствие играть в игру, которая так великолепно выглядит.