пятница, 13 января 2012 г.

Размышляя о Half-Life 3

Страсти вокруг приключений Гордона Фримена все никак не утихают. Фанаты ищут в каждом ролике и каждом слове от "Вэлв" скрытый смысл и тайные намеки, потрошат ресурсы игр и, что самое главное, все время что-то находят. Это превращается уже в одну большую ARG. И не понятно, то ли создатели "Half-Life" ошибаются, то ли специально дразнят сообщество. Я больше склонен ко второй версии.


А дело по сути в том, что...

"Valve" не справились. Они часто откладывают релизы, множат сроки на свое тайное "valve time", переносят даты выхода не только игр, но и дополнений. Наверное, если бы Ньюэлл правил миром, он перенес бы и зиму куда-нибудь на более денежное время, чтобы можно было устроить еще одну распродажу в "Steam".

"Valve" сплоховали на эпизодах. Индустрия видеоигр знала случаи, когда потенциальное будущее заканчивалось, не успев начаться, махина сворачивала в другую сторону. Я как-то писал о том, как "Nival Interactive" пытались заниматься консольными разработками, аутсорсом и цифровой дистрибьюцией. Здесь ситуация повторяется. Как "Sony" не потянули завязанную на цифровой доставке "PSP Go", так и "Вэлв" не смогли осилить эпизодический жанр. Его, если честно, смогли осилить разве что "Telltale Games". Раз в полгода выпускать эпизоды "HL" не получилось, сократить сроки разработки не теряя качества тоже, что ж, пришло время свернуть лавочку.

"Valve" уступила. Последнее время все только и подрываются открыть в очередной мутной картинке намеки на анонс третьей части, благо уже стало понятно, что выход третьего эпизода был бы смешным после такого длительного молчания. Думаю, когда "HL3" выйдет, там будет что-то вроде "в предыдущих сериях" - сначала кратко покажут события первого эпизода, потом второго, затем неожиданно третьего, где старый советский вертолет бороздит морозное небо над обломками "Бореалиса" (или "Борея", как вам больше нравится). Что-то в этом роде...

Да, я не сомневаюсь в том, что "HL3" выйдет, вот только случится это, по-моему, еще не скоро. "Valve" балансирует на грани - пик вожделения продолжения давно прошел, сегодня большая масса игроков уже забыла это дело, а преданные фанаты скорее испытывают нечто вроде истощения от затянувшегося информационного голодания. С другой стороны, "Вэлв" нельзя тянуть до той стадии, когда об игре окончательно позабудут. То и дело пишут о миллионах игроков, ждущих выхода сиквела. И где они, эти миллионы? Большинство покупателей узнают о появлении продолжений своих любимых игр из журналов, с экрана ТВ или от друзей, они не сидят по форумам, не участвуют в праздничных розыгрышах на "Steam", они просто приходят в магазины и смотрят на витрины, надеясь увидеть что-то знакомое или хотя бы то, что привлечет взгляд. Почему, думаете, так неплохо продавались игры по фильмам?

Выпустить "HL3" для "Vlve" будет значить потерять огромную почву для информационных махинаций, заигрываний, "троллинга" и стеба. Помните, как долго мы ждали "Stalker"? "Duke Nukem Forever"? "Дальнобойщики 3"? Разве что "Half-life 2" из большой череды долгостроев оказался менее забываем со временем, и то лишь потому, что "Valve" хоть как-то поддерживали игру, обновили движок - и то плюс.

Чтобы понять тенденции развития бизнеса "Valve", нужно понять образ их мышления. Лично я не представляю, куда дальше они пойдут. Да, я угадывал определенные моменты со "Steam" и другими проектами, но не в глобальном масштабе. Я и представить не могу, как развернется история с "HL3". Анонс третьего эпизода вызовет недоумение, анонс полноценной третьей части массу вопросов.

Пожалуй, главной проблемой остается технология. "Half-life" всегда был для "Вэлв" острием технологического развития и одновременно обкаткой для новых движков. Вспомнить первую часть, вторую, все эпизоды. Каждый раз разработчики что-то докручивали, а ведь именно на "Source" разных версий выходили все последние игры гиганта. Его шлифовали, полировали, добавляли новые технологии. Как ни крути, "Сорс" устаревает. Нельзя все время привинчивать к движку "Quake 3" новые светильники от части к части "CoD". Постепенно он либо изменится до неузнаваемости (что почти произошло), либо устареет (что тоже произошло, как не странно). В случае с "Source" у "Valve" нет выбора. Я думаю, им важен технический скачок. В конце концов, "Half-life 2" показал великолепную для своего времени графику - отличные эффекты, в том числе воды, потрясающую физику, лицевую анимацию. Но сегодня, когда мы видели анимации из "L.A. Noire", потрясающей детализации текстуры из "Battlefield 3", сумасшедшие эффекты дыма и пост-процессов из "Crysis 2", "Вэлв" нужно что-то кардинально новое. Да, можно поспорить, сказав что и раньше, и сегодня технология не ставилась во главу всего, на первом месте был игровой процесс, но, послушайте, прогресс идет, да и задавать высочайшую планку качества, демонстрируя необычные геймплейные решения, просто невозможно, когда технология хромает. Фигурное вождение "бентли" с двигателем от "запорожца" по достоинству оценят знатоки, а вот массовый "игрок" предпочтет красивое и необычное шоу Кена Блока пусть на "субару", но выверенное до миллиметра. Уж простите за такое сравнение.

Идея проста - мы выбрали не то время, чтобы судачить о том, когда и какой будет "Half-life 3". "Вэлв" нужно время. Я считаю, что третья часть изменится в игровом процессе, представ перед нами в необычном свете, это будет новая технология, а в центре игрового процесса будет что-то другое. Не думаю, что это будет кооператив, либо, наоборот, это будет необычный кооператив, в таком виде, какого мы до этого не видели. "Valve" очень хорошо берут слабо реализованные идеи, возводя их абсолют, как было с физикой и гравипушкой, порталами, кооперативным прохождением. Пожалуй, на этом я закончу.

Я надеюсь и уверен, что "HL 3" все-таки появится, вот только чем она будет - вопрос невероятно сложный. Наверное, после фантастического боевика ос свистопляской по чужой планете и освободительного побега в полуразрушенном мире она должна дать новую надежду, показать, как мир восстанет из руин. А как оно все будет - одному Гейбу известно, да и то вряд ли, "Valve" ведь порой зарубает